Литография

Литография
(от Лито... и ...графия
        способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом; предприятие, специализирующееся на печатании таким способом. Л. явилась прообразом плоской печати (См. Плоская печать). Печатной формой в Л. служит гладкая (для воспроизведения перовой графики) или зернистая (для воспроизведения карандашного рисунка) поверхность камня (известняка), на которую нанесено изображение жирной тушью (кистью или пером) или литографским карандашом. Нередко изображение переводится на камень с рисунка, выполненного на спец. литографской бумаге — корнпапире. После химической обработки камня, последовательного нанесения на поверхность формы воды и затем краски производится печатание.
         Л. изобретена в 1798 в Германии А. Зенефельдером; им же в 1806 была открыта первая литографская мастерская в Мюнхене. Подобные мастерские были открыты в 1816 в Париже и Петербурге, в 1822 в Лондоне. В 19 в. Л. широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и т. д. Печатание эстампов производилось на ручных литографских станках, а многотиражных оттисков — на плоских литографских печатных машинах. В дальнейшем появились аналоги, модификации Л.: Автолитография, Хромолитография, Фотолитография, Олеография, литогравюра, альграфия и др. В 30-е гг. 20 в. Л. стала интенсивно вытесняться более совершенной офсетной печатью (См. Офсетная печать). Потеряв своё промышленное значение, Л. остаётся станковой техникой создания художественных эстампов, основным видом которой является автолитография.
         Д. П. Татиев.
         Специфический язык художественной Л. оформился в 1820-х гг. во Франции под влиянием Романтизма. К Л. обращаются живущие здесь испанец Ф. Гойя и англичанин Р. П. Бонингтон, анималистические и жанровые серии исполняет Т. Жерико, ряд художников (Н. Т. Шарле, О. Раффе) посвящает свои листы эпизодам наполеоновских войн, появляются литографы-портретисты (А. Девериа) и авторы историко-жанровых сцен (Э. Изабе). Широкое распространение во Франции, а также в Англии получает видовая Л. Крупнейшим мастером романтической Л. был Э. Делакруа, выполнивший несколько иллюстративных серий по мотивам произведений И. В. Гёте и У. Шекспира; для его техники характерны процарапывание фона, резкие контуры, тонкие растушовки. Наиболее распространённым жанром раннего периода истории Л. была карикатура нравов (А. Монье, Л. Буальи), которая после Июльской революции 1830 сменяется политической и социальной карикатурой (Гранвиль, Ш. Ж. Травьес, А. Г. Декан). Публицистическая заострённость образов, виртуозное использование особенностей техники отличают литографические серии О. Домье, виднейшего мастера Л. середины 19 в., оказавшего значительное воздействие на её дальнейшее развитие, В области бытовой карикатуры работали многие мастера Л., из которых выделяются П. Гаварни и А. Шам. В Германии особенная жизненная убедительность характерна для листов А. Менцеля. Л. занимает большое место в творчестве многих латиноамериканских художников 1-й половины 19 в. — представителей Костумбризма. В России в 1-й половине 19 в. техника Л. привлекает крупных графиков и живописцев — А. О. Орловского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова и его учеников, К. П. Брюллова и др. В 1820—30-е гг. интерес русских художников обращен преимущественно к пейзажу (С. Ф. Галактионов, А. П. Брюллов, А. Е. Мартынов, К. П. Беггров). В середине 19 в. появляются жанровые литографии (И. С. Щедровский) и нравственно-сатирические листы (М. Л. Невахович и В. Ф. Тимм); их традиции продолжают во 2-й половине 19 в. мастера иллюстрации и бытовой карикатуры П. М. Шмельков, П. М. Боклевский, А. И. Лебедев и др.
         С 1840-х гг. в искусстве Л. заметен известный упадок, связанный с вытеснением её из журналов и заменой торцовой ксилографией. Новый подъём искусства Л. происходит с кон. 1860-х гг. Во Франции Э. Мане находит новые художественные возможности Л., полнее выявляя фактуру материала; к Л. часто обращаются в этот период мастера Импрессионизма — О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро. Импрессионизм своеобразно проявляется также в немецкой (Л. Коринт, М. Либерман, М. Слефогт) и американской (Дж. Уистлер) Л. В конце 19 в. заметный след в Л. оставляют Символизм и стиль «Модерн» (О. Редон, Э. Карьер во Франции; Ф. Ропс в Бельгии; Э. Мунк в Норвегии). Особое место в Л. на рубеже 19—20 вв. занимает цветной эстамп, часто используемый в афише (А. де Тулуз-Лотрек, М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйяр во Франции), Традиции Домье продолжаются в социально-критических листах Ж. Л. Форена и Т. Стейнлена во Франции, Ф. Брэнгвина в Англии, К. Кольвиц в Германии, В России в последней трети 19 в. новый интерес к Л. проявился в основном в пейзажах И. И. Шишкина, иллюстрациях и жанровых сценках И. Е. Репина, портретах В. А. Серова. С кон. 1900-х гг. в области литографического пейзажа работают К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, В. И. Соколов, в 1910-е гг. с литографиями и литографированными книгами выступают Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов.
         После 1-й мировой войны 1914—18 ряд серий и отдельных листов, выражавших резкий социальный протест, создают немецкие экспрессионисты — М. Бекман, Ж. Грос, Э. Барлах; в 30-е гг. активная антифашистская направленность характерна для литографий Кольвиц. В 20 в. Л. становится очень разнообразной в своих выразительных возможностях. Она включает в себя всю широту интонаций — от тонкого лиризма и глубоко философских образов до публицистической страстности в пропаганде освободительных идей. К Л. обращались и обращаются крупные мастера 20 в.: А. Матисс, П. Пикассо и М. Шагал во Франции, О. Кокошка в Австрии, Х. Эрни в Швейцарии, Х. Т. Рихтер в ГДР, О. Дикс в ФРГ, Ф. Топольский в Великобритании, М. Швабинский в Чехословакии, Г. Мукки в Италии, Д. Сикейрос, П. О'Хиггинс в Мексике и многие др. Советская Л. представлена творчеством М. В. Добужинского (образы Петрограда), В. А. Ватагина (анималистические сюжеты), Г. С. Верейского (портреты), А. П. Остроумовой-Лебедсвой и П. В. Кузнецова (пейзажи), В. В. Лебедева (ню), Б. М. Кустодиева, Е. И. Чарушина, М. С. Родионова, К. И. Рудакова, Е. А. Кибрика и В. М. Конашевича (книжные иллюстрации) и др.
        
         Лит.: Фридлендер М., Литография. Пер. с нем. С приложением очерка — Воинов В. В., Литография в России, Л., 1925; Коростин А. Ф., Начало литографии в России, М., 1943; его же, Русская литография XIX в., М., 1953; Суворов П. И., Искусство литографии, 3 изд., М., 1952; [Герценберг В. Р.], Современный советский эстамп, М., 1960; Флекель М. И., Искусство и полиграфия, М., 1963; Никанчикова Е. А., Попова А. Л., Технология офсетной печати, М., 1966; 50 лет советского искусства. Графика. [Альбом], М., [1966]; Fennel Е. R., Lithograph and lithographers, L., 1915; Mayer R., Die Lithographie. Eine Einführung, Dresd., [1955].
         Е. С. Левитин.
        А. де Тулуз-Лотрек. Афиша «Жанна Авриль». Цветная литография. 1893.
        А. де Тулуз-Лотрек. Афиша «Жанна Авриль». Цветная литография. 1893.
        П. О’Хиггинс. «Староста деревни». 1953.
        П. О’Хиггинс. «Староста деревни». 1953.
        П. Пикассо. «Женщина в кресле». 1949.
        П. Пикассо. «Женщина в кресле». 1949.
        А. Матисс. Иллюстрация к «Стихам о любви» Ронсара. 1948.
        А. Матисс. Иллюстрация к «Стихам о любви» Ронсара. 1948.
        О. Домье. «Мусорщик». Из серии «Цыгане Парижа» (1842).
        О. Домье. «Мусорщик». Из серии «Цыгане Парижа» (1842).
        А. Менцель. «Игра в серсо». 1830-е гг.
        А. Менцель. «Игра в серсо». 1830-е гг.
        Т. Стейнлен. «Стачка». 1898.
        Т. Стейнлен. «Стачка». 1898.
        Э. Делакруа. Иллюстрация к «Гамлету» Шекспира. 1843.
        Э. Делакруа. Иллюстрация к «Гамлету» Шекспира. 1843.
        Е. И. Чарушин. «Тетерева на дереве». 1935. Цветная литография.
        Е. И. Чарушин. «Тетерева на дереве». 1935. Цветная литография.
        В. М. Конашевич. «В Старой Сивилье». Из альбома «Павловский парк». 1922. Цветная литография.
        В. М. Конашевич. «В Старой Сивилье». Из альбома «Павловский парк». 1922. Цветная литография.
        Н. С. Гончарова. «Галльский петух». Из серии «Мистические образы войны». 1914.
        Н. С. Гончарова. «Галльский петух». Из серии «Мистические образы войны». 1914.
        Литография. К. П. Беггеров. «Вид арки Главного штаба». С рисунка А. Канеппи. Из серии «Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей» (1821—23).
        Литография. К. П. Беггеров. «Вид арки Главного штаба». С рисунка А. Канеппи. Из серии «Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей» (1821—23).
        И. С. Щедровский. «Игра в карты». Из альбома «Вот наши! с натуры…». 1846. Цветная литография.
        И. С. Щедровский. «Игра в карты». Из альбома «Вот наши! с натуры…». 1846. Цветная литография.
        Г. С. Верейский. Портрет К. А. Сомова. Из альбома «Портреты русских художников». 1922.
        Г. С. Верейский. Портрет К. А. Сомова. Из альбома «Портреты русских художников». 1922.
        К. И. Рудаков. Илл. к рассказу Мопассана «Пышка». 1935.
        К. И. Рудаков. Илл. к рассказу Мопассана «Пышка». 1935.
        Е. А. Кибрик. Илл. к повести Роллана «Кола Брюньон». 1934—36.
        Е. А. Кибрик. Илл. к повести Роллана «Кола Брюньон». 1934—36.
        К. Ф. Богаевский. Из альбома «Пейзажи Киммерии». 1923. Цветная литография.
        К. Ф. Богаевский. Из альбома «Пейзажи Киммерии». 1923. Цветная литография.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Литография" в других словарях:

  • литография — литография …   Орфографический словарь-справочник

  • Литография —         (от греч. lithos камень и grбpho пишу, рисую), специфический вид тиражной графики, способ плоской печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу;… …   Художественная энциклопедия

  • ЛИТОГРАФИЯ — (гр., от lithos камень, и grapho пишу). 1) искусство печатать рисунки, сделанные на камне. 2) заведение, где печатают с камня, т. е. литографским способом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИТОГРАФИЯ …   Словарь иностранных слов русского языка

  • литография — и, ж. lithographie f., нем. Lithographie < lithos камень + grapho пишу. 1. То же, что литология. Ян. 2 574. 2. Рисование на литографском камне; способ печатания с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок; литографирование. БАС 1. В …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЛИТОГРАФИЯ — (от лито... и ...графия) способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). Изобретена в 1798 А. Зенефельдером. Изображение на литографский камень наносят жирной литографской тушью или литографическим… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛИТОГРАФИЯ — ЛИТОГРАФИЯ, метод ПЕЧАТАНИЯ с плоской, покрытой типографской краской поверхности. Этот метод, изобретенный в 1790 х гг., основан на том, что жир и вода не смешиваются. Литография позволяла быстро делать много копий одного и того же изображения и… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • ЛИТОГРАФИЯ — жен., греч. искусство писать, рисовать на литографическом камне и печатать с него; камнепечатание. | Заведение, где печатают с камней, камнепечатня. | Писание или картина, этим способом сделанная. Литографировать, изображать на камне и переводить …   Толковый словарь Даля

  • литография — автография, размывка, олеография, эстамп Словарь русских синонимов. литография сущ., кол во синонимов: 11 • автография (2) • …   Словарь синонимов

  • ЛИТОГРАФИЯ — (от лито... и...графия), способ плоской печати, где печатной формой служит поверхность камня (известняка), на которую жирной литографской тушью или карандашом наносится изображение. Изобретена в 1798. Наибольшее распространение получила в… …   Современная энциклопедия

  • ЛИТОГРАФИЯ — ЛИТОГРАФИЯ, литографии, жен. (от греч. lithos камень и grapho пишу). 1. только ед. Печатание с камня (а не с набора). 2. Мастерская для печатания с камня. 3. Рисунок, изготовленный посредством печатания с камня. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЛИТОГРАФИЯ — ЛИТОГРАФИЯ, и, жен. 1. Печатание с поверхности камня, на к рой сделан рисунок. 2. Предприятие, где печатают таким способом. 3. Рисунок, напечатанный таким способом. | прил. литографский, ая, ое и литографический, ая, ое. Литографский камень.… …   Толковый словарь Ожегова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»