- СССР. Финансы и кредит
-
Сущность и назначение финансов. Финансы СССР представляют собой систему экономических отношений, посредством которых осуществляется планомерное образование, распределение и использование фондов денежных средств для обеспечения расширенного воспроизводства, повышения уровня жизни народа и удовлетворения других потребностей социалистического общества. Их сущность определяется действием экономических законов социализма, социалистической системой хозяйства, базирующейся на общественной собственности на средства производства; природой и функциями Советского государства и закономерностями его развития.Основные функции финансов СССР: распределение и перераспределение общественного продукта и национального дохода в интересах планомерного развития общественного производства; экономический контроль и стимулирование эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов общества. Вместе с тем финансы служат важным экономическим инструментом социалистической экономической интеграции, укрепления дружеств. связей с развивающимися государствами, расширения взаимовыгодных экономических, научно-технических и культурных связей с капиталистическими странами. На всех этапах социалистического строительства, а также в условиях зрелого социализма финансы играли и играют активную роль в развитии производительных сил, в становлении и совершенствовании социалистических производств. отношений.Возникновение и развитие советских финансов. Финансы дореволюционной России отражали антагонистические противоречия её хозяйственной системы: они служили средством дополнительной эксплуатации трудящихся в интересах помещиков и крупной буржуазии. Финансовая политика царского самодержавия, а затем Временного буржуазного правительства сдерживала развитие производительных сил России, усиливала её технико-экономическую отсталость и зависимость от иностранного капитала, оказывала разрушительное воздействие на экономику страны, 1-я мировая война 1914—18 резко обострила внешние и внутренние противоречия России и показала непрочность её финансовой системы: в 1916 бюджетный дефицит составил свыше 75% объёма бюджета и покрывался главным образом выпуском бумажных денег; стремительно рос государственный долг (с 8,8 млрд. руб. на 1 января 1914 до 60 млрд. руб. к концу 1917); денежное обращение пришло в расстройство, покупательная сила рубля упала к концу 1917 до 7 коп.С победой Октябрьской революции 1917 началось становление советской финансовой системы. Финансовые мероприятия диктатуры пролетариата были направлены на подрыв экономической силы свергнутых эксплуататорских классов, слом старой государственной машины и создание советского государственного аппарата, освобождение страны от иностранной финансово-экономической зависимости. Советская власть национализировала банки (дек. 1917), аннулировала дореволюционные займы, ввела государственное социальное обеспечение трудящихся, государственную монополию страхового дела. Финансовая программа, разработанная Коммунистической партией, предусматривала централизацию в области финансов, введение подоходно-поимущественного и других регулярных налогов с высокопрогрессивными ставками, проведение денежной реформы (замена прежних денег новыми), ликвидацию бюджетного дефицита, организацию учёта и контроля над производством и распределением продуктов. Был создан новый финансово-кредитный аппарат — Народный комиссариат финансов, Народный банк РСФСР, финансовые отделы местных советов. Осуществление многих мероприятий намеченной программы было прервано Гражданской войной и иностранной интервенцией 1918—20. В эти годы сократились государственные доходы, резко возросло значение денежной эмиссии, введена продразвёрстка. Условия войны и разрухи потребовали концентрации ресурсов в руках государства и их распределения в натуральной форме, что резко сузило сферу функционирования финансов.С переходом к новой экономической политике (нэпу) задачи в области укрепления финансов выдвинулись на первый план. Решением 10-го съезда партии (1921) продразвёрстка была заменена продналогом; в 1922—24 проведена денежная реформа; на основе золотого обеспечения создана устойчивая советская валюта; ликвидирован бюджетный дефицит; развивались товарно-денежные отношения, планово регулируемые государством. Важное значение для укрепления финансов имел перевод промышленности, а затем и других отраслей народного хозяйства на хозяйственный расчёт. В 1930 была проведена налоговая реформа. Вместо существовавших ранее многочисленных налогов и сборов доходы государства начали поступать главным образом по двум основным каналам — в виде налога с оборота и отчислений от прибыли. Эти платежи стали основной формой доходов бюджета; в 1934 они составили свыше 70% бюджетных поступлений; доля налогов с населения не превышала 6%. Важным источником доходов государственного бюджета в годы первых пятилеток были средства, предоставлявшиеся трудящимися государству в виде массовых внутренних займов.В переходный период от капитализма к социализму финансы и прежде всего государственный бюджет использовались в качестве одного из главных рычагов ограничения и вытеснения капиталистических элементов в городе и деревне, упрочения позиций социалистических государственных и кооперативных предприятий, развития производительных сил и укрепления социалистических производственных отношений. Важную роль сыграли финансы и их центральное звено — Государственный бюджет СССР в восстановлении народного хозяйства, в проведении социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, в осуществлении культурной революции и реализации ленинской национальной политики. Построение социализма изменило социальную природу доходов и расходов государственного бюджета. Доходы стали складываться в основном из накоплений социалистического хозяйства, расходы — направляться на развитие народного хозяйства, на науку, просвещение, подготовку кадров и здравоохранение. За годы довоенных пятилеток (1929—1940) на развитие народного хозяйства из средств бюджета был направлен 41 млрд. руб. (почти 45% расходов бюджета), на социально-культурные мероприятия — 22,7 млрд. (25%), на оборону — 17,1 млрд. руб. (около 19%).Великая Отечественная война 1941—45 потребовала всемерной мобилизации материальных, людских и денежных ресурсов. Коренным образом изменилась структура расходов бюджета: ассигнования на оборону за годы войны составили 58,2 млрд. руб. (51% расходов). Для финансирования затрат, связанных с военными расходами и возмещением причинённых народному хозяйству потерь, были использованы, наряду с текущими доходами бюджета, накопленные в мирные годы бюджетные резервы и свободные ресурсы государственных предприятий и хозяйственных организаций. За эти годы в бюджет поступило 107 млрд. руб., из них от социалистического хозяйства — 83 млрд. руб. Поступления военного налога (введён в 1942) составили 7,2 млрд. руб. Значительные средства были получены путём реализации государственных займов и взносов населения в созданные по инициативе трудящихся Фонд обороны и Фонд Красной Армии.После окончания войны перед финансовой системой встали задачи, связанные с переводом народного хозяйства на мирные рельсы, его восстановлением и дальнейшим развитием. В декабре 1947 была проведена денежная реформа и отменена карточная система. Повысилась покупательная способность рубля и укрепилось денежное обращение, возросла роль стоимостных рычагов в народном хозяйстве — хозрасчёта, рентабельности, себестоимости. В 1948—50 проведена реформа отпускных цен и ликвидирована система государственных дотаций. С марта 1950 исчисление советского рубля переведено на золотую основу и установлено его золотое содержание в 0,222168 г чистого золота. Укрепление финансов позволило с 1958 отказаться от выпуска массовых займов, реализуемых по подписке. Для дальнейшего повышения роли советского рубля в 1961 был изменен масштаб цен, старые денежные знаки заменены новыми по соотношению 1:10. Одновременно было повышено золотое содержание советского рубля до 0,987412 г чистого золота и изменен его паритет к иностранным валютам.Начавшийся в 1965 перевод народного хозяйства на новую систему планирования и экономического стимулирования существенно повысил роль экономических методов управления народным хозяйством. Были внесены изменения в систему формирования доходов государственного бюджета. Взамен отчислений от прибыли введены: плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли. Для предприятий, не переведённых на новую систему, сохранялись отчисления от прибыли. Продолжает взиматься налог с оборота. На предприятиях и в объединениях созданы фонды: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства.В условиях развитого социализма усилилась роль финансовой системы в формировании рациональной структуры общественного производства, повышении эффективности использования трудовых, материальных и денежных ресурсов и природных богатств в интересах ускорения темпов коммунистического строительства, роста народного благосостояния и укрепления обороноспособности страны.Финансы СССР включают финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства и общегосударственные финансы.Финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства образуют исходное звено системы финансов, т. к. они непосредственно связаны с материальным производством, где создаются совокупный общественный продукт и национальный доход — источники финансовых ресурсов социалистического общества.Функционирование финансов предприятий (объединений) связано с их деятельностью на основе хозяйственного расчёта (См. Хозяйственный расчёт). Финансовые отношения предприятий регулируются «Положением о социалистическом государственном производственном предприятии», утвержденным Советом Министров СССР 4 октября 1965.С созданием в 1974 производств. объединений и всесоюзных и республиканских промышленных объединений в них образуются централизованные фонды и резервы (централизованные фонды экономического стимулирования, фонды научных исследований и освоения новой техники, резервы для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйственным организациям, резервы амортизационные отчислений, предназначенных на капитальный ремонт, и др.), что способствует концентрации денежных ресурсов на главных направлениях, усилению связи науки и производства.Из полученной прибыли предприятия и организации вносят в бюджет плату за производственные фонды, фиксированные (рентные) платежи, уплачивают проценты банку по ссудам, покрывают недостаток собственных оборотных средств, производят отчисления в фонды экономического стимулирования, финансируют капитальные вложения, прирост собственных оборотных средств и другие плановые затраты. Остающийся после этого свободный остаток прибыли поступает в доход государственного бюджета (распределение прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций отражено в табл. 1).Прибыль народного хозяйства СССР (без учёта чистого дохода колхозов) за 1960—75 возросла в 4 раза, сумма прибыли, оставляемой в распоряжении хозяйства, — почти в 5 раз, что способствовало укреплению финансовой базы предприятий. Увеличение амортизационных отчислений связано с быстрым ростом и переоценкой основных производственных фондов, а также с введением новых норм амортизационных отчислений.Значительно увеличились финансовые ресурсы предприятий и организаций, используемые на расширение производства и экономическое стимулирование.Финансовые ресурсы кооперативно-колхозного сектора составляют собственность отдельных коллективов. В связи с этим затраты по расширенному воспроизводству в колхозах и кооперативных организациях финансируются прежде всего за счёт их собственных средств. Вместе с тем государство оказывает колхозам и кооперативным организациям большую материальную, техническая и финансовая помощь. Её масштабы особенно расширились после Мартовского (1965) и последующих пленумов ЦК КПСС (значительно повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличены капиталовложения для проведения комплексной механизации, электрификации и химизации сельскохозяйственного производства и мелиорации земель, возросли кредитные вложения в основные и оборотные фонды колхозов).Общегосударственные финансы включают государственный бюджет, государственное социальное страхование, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит. Главное назначение общегосударственных финансов — образование централизованных фондов денежных средств путём распределения и перераспределения национального дохода для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства и развития непроизводственной сферы, создания общегосударственных резервов. Централизация фондов денежных средств в непосредственном распоряжении государства достигается главным образом через государственный бюджет, что способствует обеспечению единства финансовой политики социалистического государства.Государственный бюджет СССР — основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств Советского государства. Государственный бюджет СССР составляется в соответствии с планом развития народного хозяйства в целом по СССР и по союзным республикам.Табл. 1. — Распределение прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1960 | 1970 | 1975 || |----------------------------------------------------------------------------------------------------------|| | млрд. руб. | % | млрд. руб. | % | млрд. руб. | % || |----------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Прибыль — всего | 27,7 | 100 | 87,4 | 100 | 111,0 | 100 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Из неё: | | | | | | ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Внесено в бюджет | 17,8 | 64,4 | 51,0 | 58 | 62,9 | 56,7 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| В том числе: | | | | | | ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| плата за основные производств. фонды | | | | | | || и оборотные средства | — | | 13,7 | 16 | 22,6 | 20,3 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| фиксированные платежи | — | | 2,6 | 3 | 2,5 | 2,2 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| взносы свободного остатка прибыли | — | 62,1 | 24,1 | 28 | 30,4 | 27,4 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| отчисления от прибыли | 17,2 | 35,6 | 10,0 | 11 | 6,3 | 5,6. ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Оставлено в распоряжении | | | | | | || предприятий и хозяйственных | | | | | | || организаций | 9,9 | 11,9 | 36,4 | 42 | 48,1 | 43,3 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| В том числе: | | | | | | ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| направлено на капитальные вложения и | | | | | | || формирование основного стада (в | | | | | | || совхозах) | 3,3 | | 11,4 | 13 | 10,8 | 9,7 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| отчислено в фонды экономического | | | | | | || стимулирования | 1,5 | 5,4 | 12,5 | 15 | 19,0 | 17,1 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| направлено на финансирование | | | | | | || оборотных средств | 3,5 | 12,6 | 4,3 | 5 | 5,5 | 4,9 |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Государственный бюджет выполняет координирующую роль в единой системе советских финансов. По мере развития социалистической экономики, усиления её планомерности и расширения хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности государства возрастает роль государственного бюджета в расширенном социалистическом воспроизводстве (см. табл. 2).Табл. 2. — Удельный вес доходов Государственного бюджета СССР в произведённом национальном доходе------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1960 | 1965 | 1970 | 1975 || Государственный бюджет СССР (доходы), |-----------------------------------------------------------|| млрд. руб. | 77,1 | 102,3 | 156,7 | 218,8 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Удельный вес в произведённом | | | | || национальном доходе, % | 53,2 | 52,9 | 54,1 | 60,4 |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Государственный бюджет органически связан с народно-хозяйственным планом и другими финансовыми планами и утверждается высшими органами государственной власти как закон. Государство через государственный бюджет осуществляет плановое распределение и перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами, между отраслями народного хозяйства, республиками и экономическими районами страны, концентрируя средства на наиболее важных направлениях общественного производства.Бюджет выступает как действенное орудие контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий (объединений) и отраслей хозяйства. Такой контроль осуществляется при формировании и выполнении финансовых планов, в ходе взимания платежей и выдачи бюджетных средств, путём систематических проверок и ревизий деятельности предприятий и организаций.Социалистическое государство получает необходимые ему финансовые ресурсы (в 1960—75 более 9/10 общего объёма доходов бюджета) за счёт доходов и накоплений социалистического хозяйства. Государственные предприятия и организации вносят в бюджет налог с оборота, платежи из прибыли, начисления на социальное страхование и некоторые другие неналоговые доходы, имеющие своим источником созданный чистый доход. Колхозы и кооперативные организации вносят в бюджет подоходный налог. Население участвует в формировании доходов государственного бюджета главным образом путём уплаты налогов (См. Налоги). Данные о составе и структуре доходов Государственного бюджета СССР см. в табл. 3.Решающая часть аккумулируемых государственным бюджетом ресурсов направляется на финансирование народного хозяйства и социально-культурных мероприятий. Данные о составе и структуре расходов Государственного бюджета СССР приведены в табл. 4.Государственный бюджет СССР представляет собой единую бюджетную систему. Основные начала бюджетного устройства установлены Конституцией СССР и Конституциями союзных и автономных республик, Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик (1959). Государственный бюджет СССР объединяет союзный бюджет и государственный бюджеты союзных республик. Бюджеты союзных республик объединяют республиканские и местные бюджеты (бюджеты автономных советских социалистических республик, краев, областей, районов, городов, посёлков и сельские бюджеты). Всего государственный бюджет СССР объединяет около 50 тыс. видов бюджетов. Бюджетная система СССР базируется на общей системе доходов, имеет единую направленность расходов и строится на принципах демократического централизма и ленинской национальной политики. Данные о структуре бюджетной системы СССР приведены в табл. 5.Табл. 3. — Доходы Государственного бюджета СССР--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 8-я | В том | 9-я | В том | 8-я | В том | 9-я | В том || | пятилет- | числе | пятилет-ка | числе | пятилет- | числе | пятилет-ка | числе || | ка (1966- | 1970 | (1971-1975) | 1975 | ка (1966- | 1970 | (1971-1975) | 1975 || | 1970) | | | | 1970) | | | || |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| | млрд. руб. | % || |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Доходы — всего | 651,0 | 156,7 | 948,9 | 218,8 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| В том числе: | | | | | | | | ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Поступления от | | | | | | | | || социалистического хозяйства | 593,8 | 142,9 | 863,5 | 199,1 | 91,2 | 91,2 | 91,0 | 91,0 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| из них: | | | | | | | | ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| налог с оборота | 214,1 | 49,4 | 299,3 | 66,6 | 32,9 | 31,5 | 31,5 | 30,4 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| платежи из прибыли | 227,7 | 54,2 | 309,8 | 69,7 | 35,0 | 34,6 | 32,6 | 31,9 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| средства государственного | | | | | | | | || социального страхования | 35,5 | 8,2 | 49,8 | 11,3 | 5,5 | 5,2 | 5,2 | 5,2 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| подоходный налог с | | | | | | | | || кооперации, колхозов и | | | | | | | | || предприятий общественных | | | | | | | | || организаций | 5,9 | 1,2 | 7,2 | 1,5 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,7 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Поступления средств от | | | | | | | | || населения | 57,2 | 13,8 | 85,4 | 19,7 | 8,8 | 8,8 | 9,0 | 9,0 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| из них государственные | | | | | | | | || налоги | 52,6 | 12,7 | 79,8 | 18,4 | 8,1 | 8,1 | 8,4 | 8,4 |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Табл. 4 — Расходы Государственного бюджета СССР------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 8-я | | 9-я | | 8-я | | 9-я | || | пятилет- | В том | пятилет- | В том | пятилет- | В том | пятилет- | В том || | ка (1966- | числе | ка (1971- | числе | ка (1966- | числе | ка (1971- | числе || | 1970) | 1970 | 1975) | 1975 | 1970) | 1970 | 1975) | 1975 || |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| | млрд. руб. | % || |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Расходы — всего | 642,5 | 154,6 | 933,2 | 214,5 | 100 | 100 | 100 | 100 ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| В том числе: | | | | | | | | || На народное | | | | | | | | || хозяйство | 293,6 | 74,5 | 467,1 | 110,7 | 45,7 | 48,3 | 50,0 | 51,6 ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| из них: | | | | | | | | || промышленность и | | | | | | | | || строительство | 123,9 | 30,5 | 190,6 | 47,0 | 19,3 | 19,7 | 20,4 | 20,4 ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| сельское хозяйство | 45,8 | 12,4 | 78,3 | 19,1 | 7,1 | 8,0 | 8,4 | 8,9 ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| На социально- | | | | | | | | || культурные | | | | | | | | || мероприятия и | | | | | | | | || науку | 240,4 | 55,9 | 338,6 | 77,0 | 37,4 | 36,2 | 36,3 | 35,9 ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| На оборону | 80,2 | 17,9 | 88,7 | 17,4 | 12,5 | 1,5 | 9,5 | 8,1 |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Табл. 5. — Структура расходов Государственного бюджета СССР по видам бюджетов----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1960 | 1965 | 1970 | 1975 || Расходы государственного бюджета — всего, |--------------------------------------------------------------|| млрд. руб. | 73,1 | 101,6 | 154,6 | 214,5 ||---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| В том числе: | | | | ||---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| союзного бюджета, млрд. руб. | 30,1 | 43,2 | 80,6 | 109,7 ||---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| % | 41,2 | 42,5 | 52,1 | 51,1 ||---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| бюджетов союзных республик, млрд. руб. | 43,0 | 58,4 | 74,0 | 104,8 ||---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| % | 58,8 | 57,5 | 47,9 | 48,9 ||---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| из них: | | | | ||---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| республиканских бюджетов, млрд. руб. | 28,6 | 37,3 | 45,2 | 66,4 ||---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| местных бюджетов, млрд. руб. | 14,4 | 21,1 | 28,8 | 38,4 |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Союзный бюджет обеспечивает необходимыми денежными средствами финансирование имеющих общесоюзное значение мероприятий в области хозяйственного и культурного строительства и обороны страны. Через союзный бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между союзными республиками в целях всемерного развития их экономики, обеспечения роста материального благосостояния и культуры народов союзных республик. В доходы союзного бюджета включаются: налог с оборота, платежи из прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций союзного подчинения, таможенные и другие доходы и налоги, предусмотренные законодательством СССР.Государственные бюджеты союзных республик обеспечивают необходимыми денежными средствами финансирование хозяйственного и культурного строительства, осуществляемого органами государственной власти и органами государственного управления союзных республик. В доходы государственных бюджетов союзных республик входят: платежи из прибыли и другие поступления от предприятий и хозяйственных организации, подведомственных министерствам и ведомствам союзных и автономных республик, исполнительным комитетам местных Советов, лесной доход, подоходный налог с колхозов и кооперативных организации, сельскохозяйственный налог, отчисления от подоходного налога с населения, государственная пошлина, местные налоги и некоторые другие доходы. Кроме того, в государственный бюджет союзных республик поступают средства государственного социального страхования на выплату пенсий, отчисления от налога с оборота и других общесоюзных государственных доходов в размерах, предусматриваемых в Государственном бюджете СССР.Государственное социальное страхование обеспечивает рабочих, служащих, колхозников в старости, при болезни и утрате трудоспособности. Бюджет социального страхования формируется из взносов предприятий, организаций и учреждений и средств Государственного бюджета СССР, составляется и исполняется органами ВЦСПС. Трудящиеся взносов по социальному страхованию не вносят. Из бюджета социального страхования выплачиваются пенсии работающим и неработающим пенсионерам по старости и инвалидности, а также по случаю потери кормильца; пособия по временной нетрудоспособности; финансируются санаторно-курортное обслуживание и некоторые другие расходы. С 1938 бюджет государственного социального страхования включается в общий объём доходов и расходов Государственного бюджета СССР. Пенсии колхозникам выплачиваются из централизованного союзного фонда социального обеспечения, создаваемого за счёт денежных взносов колхозов и государства. Общий объём бюджета государственного социального страхования в 1975 составил 26,2 млрд. руб.Государственное имущественное и личное страхование проводится на началах государственной монополии страхового дела: создаётся страховой фонд для восполнения ущерба, причинённого кооперативно-колхозному производству и личной собственности граждан в результате стихийных бедствий или несчастных случаев. Страховой фонд Госстраха образуется из страховых взносов кооперативно-колхозных предприятий, общественных организаций и населения и представляет собой составную часть народно-хозяйственных резервов, предназначенных для обеспечения непрерывности социалистического производства. Средства государственного страхования используются для устранения последствий стихийных бедствий, проведения мероприятий по их предупреждению; выступают в качестве дополнительного материального обеспечения трудящихся, охраны их имущественных интересов.В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1967 «О государственном обязательном страховании имущества колхозов» все убытки, возникающие в колхозном производстве вследствие неблагоприятных природно-климатических явлений, включая засуху, землетрясения и т. п., возмещаются в установленном размере. Широкое распространение получило личное добровольное страхование населения (преимущественно смешанное страхование жизни).Особую отрасль страховой деятельности представляет иностранное страхование, распространяющееся главным образом на внешнеторговые и другие экономические связи с зарубежными государствами.В. Ф. Гарбузов.Сущность и функции кредита. Кредит при социализме представляет систему экономических отношений, выражающих аккумуляцию и использование денежных средств в процессе планомерного расширенного социалистического воспроизводства на условиях их возвратности. В СССР кредит — монополия государства. Кредитование народного хозяйства осуществляют государственные кредитные учреждения — Банки на основе утверждаемых правительством кредитных планов. Кредит выполняет следующие основные функции: аккумуляция и планомерное распределение на условиях возвратности денежных средств народного хозяйства, бюджета и сбережений населения в интересах планового развития производства и обращения товаров; замещение наличных денег как в налично-денежном, так и безналичном обороте (что играет важную роль в плановом регулировании денежного обращения и укреплении советского рубля).В дореволюционной России кредитная система была разнотипной. Она включала Государственный банк, акционерные коммерческие, ипотечные банки, банкирские конторы, общества взаимного кредита, городские банки, городские и губернские кредитные общества, кредитную кооперацию (куда входили кредитные и ссудосберегательные товарищества).Кредитная система СССР развивалась в ходе социалистического строительства на основе ленинских принципов организации банковского дела при социализме (национализация банков, введение государственной монополии банковского дела; слияние национализированных банков в один общегосударственный банк страны, концентрация в нём всего денежного оборота, краткосрочного кредитования, расчётного и эмиссионно-кассового обслуживания народного хозяйства; развитие безналичных расчётов; организация контроля за производством и распределением общественного продукта).Преобразование кредитной системы началось с захвата Государственного банка 25 октября (7 ноября) 1917, затем национализации акционерных коммерческих банков — в декабре 1917. В январе 1918 Государственный банк был переименован в Народный банк РСФСР; в 1918 ликвидированы и все ипотечные банки, общества взаимного кредита и городские банки. Кредитная кооперация была сохранена, а её центр — Московский народный банк преобразован в кооперативный отдел Народного банка (упразднён в 1920). Сохранившиеся операции банка (эмиссия денег, распределение денежных знаков, международные расчёты, кредитование промысловой кооперации и некоторые другие) перешли к Наркомфину. С переходом к нэпу советская и банковская система была создана и начала развиваться.Принципы организации социалистической кредитной системы были определены 2 решениями 10-го (1921) и 11-го (1922) съездов партии. Декретом ВЦИК (1921) а был учрежден Государственный банк РСФСР (выполнял только кредитные и расчётные и операции, а с конца 1922 стал эмиссионным банком). В 1923 он преобразован в Государственный банк СССР, которому г. принадлежит важная роль в строительстве социалистической экономики, внедрении основных принципов хозяйственного расчёта в государственных и кооперативных предприятиях и организациях. В 1922—24 были созданы специализированные кредитные учреждения — кооперативные банки и отраслевые специальные банки — торгово-промышленный банк (Промбанк), банк по электрификации (Электробанк), Внешторгбанк, Центральный сельскохозяйственный банк, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанк) и местные коммунальные банки. На отраслевые банки, находившиеся под непосредственным контролем Государственного банка СССР, возлагались функции по долгосрочному кредитованию отдельных отраслей народного хозяйства. В восстановительный период краткосрочные кредиты составляли 75—80% всех кредитных вложений. С переходом к социалистической индустриализации кредитная система была перестроена. Кредитная реформа 1930—32 ликвидировала коммерческий кредит и ввела прямое банковское кредитование. Государственный банк стал единым банком краткосрочного кредитования производства и обращения Товаров, расчётным и кассовым центром в страны; остальные банки — специализированными банками долгосрочных вложении. В 1959 система банков долгосрочных вложений была реорганизована: Сельхозбанк, Цекомбанк и местные коммунальные банки были упразднены (Торгбанк был ликвидирован ещё в 1956); их функции переданы Госбанку СССР и Промбанку СССР, преобразованному во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений — Стройбанк СССР, на который возлагались функции кредитования и финансирования капитальных вложений во всех отраслях народного хозяйства (кроме сельского, лесного и водного хозяйства, а также потребит. кооперации, кредитование и финансирование которых сосредоточились в Госбанке СССР). С 1963 в ведение Госбанка СССР перешли сберегательные кассы.Кредитование народного хозяйства осуществляется на основе следующих принципов: плановость кредита (ссуды выдаются в соответствии с установленными плановыми заданиями в меру выполнения народно-хозяйственных планов); прямое кредитование (банк выдаёт ссуды непосредственно предприятию, объединению или организации); обеспеченность кредита материальными ценностями или соответствующими расчётными документами; целевое направление кредита (под определённые в плане объекты и на потребности, связанные с выполнением плана производства и реализации продукции); срочность и возвратность кредита.По срокам и целевому назначению различают краткосрочный кредит, обслуживающий кругооборот оборотных средств и предоставляемый, как правило, на срок до 1 года, и долгосрочный, используемый на создание, расширение и обновление основных фондов различных отраслей народного хозяйства, а также на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, предоставляемый на срок от 2 до 20 лет. Объектами краткосрочного кредита, в зависимости от участия их в кругообороте оборотных средств, выступают в промышленности, например, производственные запасы (сырьё, материалы, топливо, тара); затраты производства (незавершённое производство и полуфабрикаты собственного изготовления); готовая продукция и товары; товары отгруженные. Объекты долгосрочного кредита — затраты на строительство производственных объектов, зданий непроизводственного назначения (кинотеатров и др.); затраты на внедрение новой техники и прогрессивной технологии, на кооперативное и индивидуальное (в городах и рабочих посёлках) жилищное строительство.В условиях развитого социализма возросла роль кредита в воспроизводстве основных и оборотных фондов, расширились его границы. Госбанк стал предоставлять ссуды под сверхнормативные производственные запасы, накапливаемые в связи с выпуском новых видов продукции, повышением качества изделий; на расходы, связанные с освоением новых предприятий или новых цехов, на наладку оборудования, создание систем автоматического управления производств. процессами; на затраты по разработке, освоению и производству новых видов машин и оборудования и т. п. За счёт долгосрочного кредита осуществляются наряду с финансированием капитальные вложения на действующих предприятиях при их реконструкции и расширении, а также часть капитальных вложений в новое строительство в промышленности (в пределах пятилетнего срока окупаемости). В сельском хозяйстве долгосрочные кредиты предоставляются на строительство животноводческих комплексов, птицефабрик, подсобных предприятий и промыслов, приобретение сельскохозяйственной техники и др.Одно из основных направлений совершенствования кредитных отношений в народном хозяйстве в условиях интенсификации общественного производства и усиления роли качественных факторов экономического роста — повышение эффективности кредита.В целом по народному хозяйству доля кредита в общей сумме оборотных средств на начало 1976 составила 44,8%, в том числе по промышленности 47,3%, сельскому хозяйству — 45,9%, торговле — 60,1%. Задолженность по краткосрочным и долгосрочным ссудам по народному хозяйству, свидетельствующая об объёме предоставленных кредитов, на начало 1976 — 204 млрд. руб., из них 87% — по краткосрочным кредитам Госбанка. Данные о динамике роста банковских кредитов в СССР см. в табл. 6.За пользование заёмными средствами государство устанавливает в плановом порядке плату в форме процента. Размеры процентных ставок дифференцированы по отраслям народного хозяйства, по видам ссуд и по срокам их использования. Средняя процентная ставка по всем ссудам Госбанка СССР в 1975 2,22%.Кредитная система СССР характеризуется единством и высоким уровнем концентрации банковского дела. Она включает Госбанк СССР, Государственные трудовые сберегательные кассы (Гострудсберкассы СССР), Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР), Банк для внешней торговли (Внешторгбанк СССР).Государственный банк СССР — единый эмиссионный, кредитный, расчётный и кассовый центр. основное кредитное учреждение страны. Один из крупнейших банков мира, имеющий разветвленную сеть (в 1975 свыше 4300 банковских учреждений). Госбанку принадлежит монопольное право выпуска в обращение на территории СССР банковских и казначейских билетов и разменной монеты. На основе государственного народно-хозяйственного плана Госбанк организует и регулирует денежное обращение в стране, составляет и исполняет кассовый план, отражающий движение потоков наличных денег; организует сберегательное дело. Госбанк предоставляет краткосрочные и долгосрочные кредиты народному хозяйству, а также населению; составляет и исполняет кредитные планы, в которых определены размеры и направления кредитных ресурсов; организует и осуществляет безналичные расчёты предприятий, организаций и учреждений за товарно-материальные ценности и услуги с банками и госбюджетом; финансирует капитальные вложения государственных предприятий и организаций сельского, лесного и водного хозяйства, потребит. кооперации, а также капитальный ремонт основных фондов (Госбанк финансирует свыше 50% всех капитальных затрат по народному хозяйству, включая операции по поручению Стройбанка); осуществляет кассовое исполнение Государственного бюджета СССР; Госбанк организует и проводит международные расчёты, кредитование внешней торговли, операции с иностранной валютой, золотом и другими драгоценными металлами.Выполняя функцию расчётного центра страны, Госбанк СССР организует и производит безналичные расчёты между предприятиями за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, а также расчёты предприятий по их финансовым (перераспределительным) и другим нетоварным операциям с вышестоящими звеньями хозяйства и с финансово-банковской системой. Совокупность всех безналичных платежей составляет безналичный платёжный оборот, являющийся частью единого денежного оборота. Безналичные расчёты производятся путём перечислений денег с одного счёта на другой или путём зачёта взаимных требований (клиринга). Безналичный платёжный оборот, совершаемый через Госбанк, составил в 1975 (по расчётным данным) 2042 млрд. руб. (рост по сравнению с 1970 на 38% ).Госбанк СССР осуществляет общее руководство Правлением Банка для внешней торговли СССР и Правлением Гострудсберкасс СССР.Гострудсберкассы (созданы в 1922) производят операции по привлечению средств населения во вклады, размещению государственных займов и денежно-вещевых лотерей; во всё более широких масштабах они осуществляют расчётно-кассовое обслуживание населения и предприятий. О росте сети сберегательных касс и вкладов населения см. табл. 7.Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР) аккумулирует средства, выделяемые государственным бюджетом, предприятиями и хозяйственными организациями в качестве источников финансирования капитальных вложений; осуществляет финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложений, краткосрочное кредитование и расчётное обслуживание строит. организаций; производит долгосрочное кредитование кооперативного и индивидуального жилищного строительства в городах и рабочих посёлках. Роль Стройбанка усилилась в связи с расширением сферы долгосрочного кредитования народного хозяйства. Сеть его учреждений за 1960—75 увеличилась с 746 до 1583 контор, отделений и пунктов уполномоченных.Табл. 6. — Кредитование банками народного хозяйства и населения (задолженность на 1 января), млн. руб.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1961 | 1966 | 1971 | 1976 || |----------------------------------------------------------------------------|| Краткосрочные кредиты — всего | 42100 | 66690 | 104739 | 160715 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Из них: | | | | ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| промышленность | 14143 | 22884 | 33880 | 48612 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| сельское хозяйство | 2938 | 4496 | 8632 | 25553 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| в том числе колхозы | 666 | 365 | 2452 | 10076 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Транспорт и связь | 302 | 480 | 1043 | 1550 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Строительство | 1691 | 3441 | 8774 | 15837 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Снабжение и сбыт | 3339 | 4314 | 8469 | 11724 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Торговля | 16238 | 25465 | 34746 | 48178 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Заготовки | 3272 | 5238 | 8326 | 8518 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Прочие отрасли | 177 | 372 | 869 | 743 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Долгосрочные кредиты — всего | 4435 | 7340 | 21495 | 43329 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Из них: | | | | ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Государственные, кооперативные предприятия и | | | | || организаций | 1030 | 2641 | 10553 | 25006 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| В том числе: | | | | ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| совхозы и другие государственные | | | | || сельскохозяйственные предприятия, | | | | || переведённые на полный хозрасчёт | — | — | 469 | 5061 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| жилищно-строительная кооперация | — | 627 | 2069 | 3104 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| межколхозные предприятия и организаций | — | 107 | 962 | 3597 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Колхозы | 2378 | 3890 | 10296 | 17789 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Население | 1027 | 809 | 646 | 534 |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Табл. 7. — Сеть сберегательных касс и вклады населения (на конец года)----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1960 | 1965 | 1970 | 1975 || |------------------------------------------------------------|| Число сберегательных касс, тыс. | 66,5 | 73,6 | 78,3 | 79,9 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Число вкладов. млн. | 52,2 | 57,4 | 80,1 | 106,6 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Сумма вкладов, млрд. руб. | 10,9 | 18,7 | 46,6 | 91,0 |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Банк для внешней торговли СССР (Внешторгбанк) осуществляет международные расчёты по внешнеэкономическим и другим связям СССР, включая расчёты по импортным и экспортным поставкам товаров. Деятельность его основана на принципах государственной валютной монополии и монополии внешней торговли. Банк проводит все операции по кредитованию внешней торговли, его кредитные вложения в операции советских внешнеторговых организаций увеличились на 1 января 1976 по сравнению с 1 января 1971 в 2 раза. Внешторгбанк СССР способствует дальнейшему росту внешнеторгового оборота СССР, поддерживает корреспондентские отношения с более чем 1600 национальными и коммерческими банками свыше 110 стран (1976). Внешторгбанк является уполномоченным банком СССР по операциям Международного банка экономического сотрудничества (См. Международный банк экономического сотрудничества) и Международного инвестиционного банка (См. Международный инвестиционный банк).Большое значение в организации и проведении международных расчётов и кредитовании внешней торговли, развитии внешнеэкономических связей СССР имеют банки за границей, созданные с участием средств СССР. Среди них: Московский народный банк в Лондоне с отделениями в Бейруте и Сингапуре, Банк для Северной Европы (Эйробанк) в Париже, Восход хандельсбанк в Цюрихе, Ост-вест хандельсбанк во Франкфурте-на-Майне, Донаубанк в Вене, Ост-Вест юнайтедбанк в Люксембурге, Русско-Иранский банк в Тегеране (отделение в г. Исфахан). В Москве функционируют представительства крупных иностранных банков (Франции, ФРГ, США, Великобритании, Италии, Японии и др.).М. Н. Свешников.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.