Палладио

Палладио
(Palladio; собственно — ди Пьетро, di Pietro)
        Андреа [30.11.1508, Падуя (?),— 19.8.1580, Виченца], итальянский архитектор. Сын каменщика. С 1524 занимался резьбой по камню в Виченце. Сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино, участвуя в строительстве его виллы в Криколи (Венето); под руководством последнего получил архитектурное и разностороннее гуманистическое образование. Для обмера античных памятников ездил в Верону, Рим, Сплит (Хорватия), Ним (Франция). Искусство П., основанное на глубоком изучении античного зодчества и впитавшее влияния венецианской ренессансной архитектуры, является одной из вершин культуры Позднего Возрождения. Первое значительное произведение П.— так называемая Базилика в Виченце: П. обстроил дворец Раджоне 13 в. мраморной двухъярусной аркадой (начата в 1549), сочетающей римскую величавость с венецианской свободой и ритмическим богатством. Там же П. возвёл многочисленные дворцы (палаццо: Тьене и Кьерикати, см. илл., — оба начаты в 1550; Вальмарана, начато в 1566; так называемая лоджия дель Капитанио, 1571), представляющие собой, как правило, кирпичные постройки с ордерным оштукатуренным фасадом. Античный ордер становится для П. не столько незыблемым нормативом архитектурного образа, сколько материалом для многообразнейших вариаций, с невиданной до сих пор гибкостью учитывающих конкретные условия строительства. Благодаря ордеру П. осмысляет стену не как аморфную массу кладки, а как тело, имеющее основание, среднюю несущую часть и завершение. С этим связано частое использование так называемого большого ордера, охватывающего несколько этажей. Развивая почти все сложившиеся до него разновидности палаццо и добавив к ним много новых, П. добивался естественной связи фасада с планом (преодолевая контраст фасада и внутреннего двора, характерный для палаццо Высокого Возрождения), а всего здания в целом — с городской застройкой. Концепция открытой архитектуры, гармонически сливающейся с окружающей средой, с особой силой проявилась в виллах П., проникнутых элегически-просветлённым чувством природы (виллы: «Ротонда» близ Виченцы, 1551—1567, окончена в 1580—91 архитектором В. Скамоцци; Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, 1560—70, см. илл.). В церковных зданиях, принадлежащих к позднему периоду его творчества (венецианские церкви: Сан-Джорджо Маджоре, 1565—80, см. илл.; Иль Реденторе, окончена в 1592, см. илл.), П., совмещая на фасаде большой ордер с малым, сумел органически соединить мотив античного храмового портика с базиликальным внутренним пространством, исполненным ясного покоя. В театре Олимпико в Виченце (1580—85, окончен архитектором В. Скамоцци), являющемся одним из первых театральных зданий нового времени, амфитеатр сопоставлен с оптически-иллюзорной сценой (с 5 улицами, сходящимися в искусственно усиленной перспективе). П. прославился также трактатом «Четыре книги об архитектуре» (1570), где описал осуществленные и неосуществленные замыслы, изложил систему ордеров и реконструкции памятников античного зодчества (истолковав в ренессансном духе Витрувия (См. Витрувий)); кроме того, П. опубликовал трактат «Римские древности» (1554) и «Комментарии к Юлию Цезарю» (1575). П. оказал огромное влияние на развитие европейского зодчества, вызвав к жизни течение в классицизме 17—18 вв. (см. Палладианство).
        
         Соч. в рус. пер.: Четыре книги об архитектуре, 2 изд., М., 1938.
         Лит.: Аркин Д. Е., Палладио в Виченце, в его кн.: Образы архитектуры, М., 1941; Всеобщая история архитектуры, т. 5, М., 1967, с. 290—308; Bolletino del Centro di studi d’architettura «Andrea Palladio», с 1958 (изд. продолж.); Pane R., Andrea Palladio, Torino, 1961; Ackermann J., Palladio..., Harmondsworth, 1966.
         М. Н. Соколов.
        Палладио. Базилика в Виченце. С 1549 (перестроена из Палаццо делла Раджоне).
        Палладио. Базилика в Виченце. С 1549 (перестроена из Палаццо делла Раджоне).
        Палладио. Вилла Пояна близ Виченцы. Конец 1560-х гг.
        Палладио. Вилла Пояна близ Виченцы. Конец 1560-х гг.
        Палладио. Палаццо Вальмарана в Виченце. 1566.
        Палладио. Палаццо Вальмарана в Виченце. 1566.
        Палладио. Вилла «Ротонда» близ Виченцы. 1551—67. Окончена в 1580—91 архитектором В. Скамоцци.
        Палладио. Вилла «Ротонда» близ Виченцы. 1551—67. Окончена в 1580—91 архитектором В. Скамоцци.
        Палладио. Палаццо Порто-Барбаран в Виченце. 1570.
        Палладио. Палаццо Порто-Барбаран в Виченце. 1570.
        Палладио. Церковь Иль Реденторе в Венеции. Окончена в 1592.
        Палладио. Церковь Иль Реденторе в Венеции. Окончена в 1592.
        Палладио. Театр Олимпико в Виченце. 1580—85. Окончен архитектором В. Скамоцци.
        Палладио. Театр Олимпико в Виченце. 1580—85. Окончен архитектором В. Скамоцци.
        А. Палладио.
        А. Палладио.
        Виченца. Дворец Кьерикати (ныне Гор. музей). Начат в 1550. Арх. А. Палладио.
        Виченца. Дворец Кьерикати (ныне Гор. музей). Начат в 1550. Арх. А. Палладио.
        Вилла Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо. 1560—70. Архитектор Палладио.
        Вилла Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо. 1560—70. Архитектор Палладио.
        Палладио. Церковь Иль Реденторе в Венеции. Окончена в 1592.
        Палладио. Церковь Иль Реденторе в Венеции. Окончена в 1592.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Палладио" в других словарях:

  • Палладио — Палладио, Андреа Андреа Палладио Andrea Palladio наст. Andrea di Pietro Годы жизни …   Википедия

  • Палладио — (Андреа Palladio, 1508 80) знаменитый итал. архитекторпоследней поры эпохи Возрождения. В своих постройках отличалсягениальной трактовкой архитектурных форм древнеримского зодчества иискусством соблюдать гармонию в распределении частей сооружения …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Палладио А. — Андреа Палладио Andrea Palladio наст. Andrea di Pietro della Gondola Годы жизни Дата рождения 30 ноября 1508(15081130) …   Википедия

  • Палладио — (palladio) Андреа (настоящее имя Андреа ди Пьетро) [1508, Падуя (?) – 1580, Виченца], итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения. Родился в семье каменщика. В юные годы занимался резьбой по камню. Архитектурное образование получил под… …   Художественная энциклопедия

  • Палладио — (Palladio) (наст. фам. ди Пьетро di Pietro) Андреа (1508 80), итальянский архитектор. Представитель позднего Возрождения. На основе античных и ренессансных традиций разрабатывал типы городского дворца (палаццо Кьерикати, 1550, в Виченце),… …   Строительный словарь

  • Палладио Андреа —         (Palladio; собственно ди Пьетро, di Pietro) (1508 1580), итальянский архитектор. Под руководством гуманиста Дж. Дж. Триссино получил архитектурное и всестороннее гуманистическое образование. Для обмера античных памятников ездил в Верону,… …   Художественная энциклопедия

  • ПАЛЛАДИО (Palladio) Андреа — ПАЛЛАДИО (Palladio) (наст. фам. ди Пьетро di Pietro) Андреа (1508 80), итальянский архитектор. Представитель позднего Возрождения. На основе античных и ренессансных традиций разрабатывал типы городского дворца (палаццо Кьерикати, 1550, в Виченце) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПАЛЛАДИО (Palladio) Андреа — ПАЛЛАДИО (Palladio) (наст. фам. ди Пьетро di Pietro) Андреа (1508 80), итальянский архитектор. Представитель позднего Возрождения. На основе античных и ренессансных традиций разрабатывал типы городского дворца (палаццо Кьерикати, 1550, в Виченце) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Палладио Андреа — Палладио (Palladio; собственно ди Пьетро, di Pietro) Андреа [30.11.1508, Падуя (?), 19.8.1580, Виченца], итальянский архитектор. Сын каменщика. С 1524 занимался резьбой по камню в Виченце. Сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино, участвуя в… …   Большая советская энциклопедия

  • Палладио, Андреа — Андреа Палладио Andrea Palladio наст. Andrea di Pietro …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»