Джаз

Джаз
(англ. jazz)
        род профессионального музыкального искусства. Сложился на рубеже 19 и 20 вв. в результате синтеза элементов двух музыкальных культур — европейской и африканской, осуществлённого неграми США. Африканские элементы — полиритмичность, многократная повторяемость основного мотива, исполнение по схеме «зов и ответ», вокальная экспрессивность, импровизационность — вошли в джаз вместе с распространёнными формами негритянского музыкального фольклора — обрядовыми плясками, рабочими песнями, спиричуэлс и блюзами. Слово «Д.» первоначально в сочетании «джаз-банд» стало применяться в середине 1-го десятилетия 20 в. в Южных штатах для обозначения музыки, создаваемой небольшими нью-орлеанскими ансамблями (в составе трубы, кларнета, тромбона, банджо, тубы или контрабаса, ударных и фортепиано) в процессе коллективной импровизации на темы блюзов, рэгтаймов и популярных европейских песен и танцев. Среди основателей Д., принадлежащих к нью-орлеанскому стилю: трубач и певец Л. Армстронг, трубач Кинг Оливер, кларнетист Дж. Додс, тромбонист К. Ори, пианист Джелли Ролл Мортон и др. Вслед за этим стали возникать ансамбли белых музыкантов, так называемые диксиленды, перенимавшие манеру исполнения негритянского Д. Развитие диксиленд-ансамблей во многом способствовало распространению Д. за пределы Южных штатов. В 20-е гг. Д. получает широкую популярность в США, проникает в Европу. Центр развития Д. перемещается в Чикаго, возникает так называемый чикагский стиль, отличающийся более строгой композиционной организацией и усилением роли солирующих голосов. Превращение Д. в объект коммерческой эксплуатации снижало его художественную ценность. Пытаясь преодолеть сложившиеся эстрадные штампы, негритянские исполнители ищут новые пути развития Д. В 30-е гг. возникает стиль свинг (перекличка 3 групп духовых инструментов — саксофонов, труб и тромбонов, создающая эффект ритмической раскачки, английское swing) с типичными для него большим составом оркестра (15—17 исполнителей), полным отказом от коллективной импровизации в пользу сольной, значительным усилением роли композитора-аранжировщика.
         Среди крупнейших представителей свинга — оркестры Дюка Эллингтона, Ф. Хендерсона, У. Бейзи, У. Уэбба, Дж. Лансфорда. Достижения негритянских музыкантов заимствовали Б. Гудмен, Т. Дорси, Г. Миллер и др. В тот же период пианист Т. Уилсон, вибрафонист Л. Хэмптон, тенор-саксофонисты К. Хокинс и Л. Янг, выступая с малыми ансамблями, развивают жанр камерного джаза. В начале 40-х гг. альт-саксофонист Ч. Паркер, трубач Дж. Гиллеспи, пианист Т. Монк, ударники К. Кларк и М. Роуч радикально изменили саму концепцию Д., отказавшись от танцевальности, мелодической симметрии, живописных эффектов свинга. Новый стиль, названный звукоподражательным словом «би-боп», принёс угловатые, насыщенные диссонансами темы, аскетически сухое звучание, свободную, не связанную с исходной мелодией импровизацию, опирающуюся на сложную последовательность аккордов. Развитие современного Д. происходит в борьбе разных течений — так называемого коммерческого, составляющего часть буржуазной развлекательной индустрии, и творческого, направленного на поиск новых художественных средств. Прогрессивные музыканты стремятся сохранить связь Д. с народными истоками и традициями, одновременно используя различные элементы классической и современной музыки. К крупным мастерам современного Д. принадлежат Дюк Эллингтон, Г. Шуллер, Дж. Льюис, Г. Эванс, М. Дейвис, С. Роллинз, Дж. Колтрейн, О. Колмен, Ч. Ллойд, А. Шепп, А. Айлер, С. Тейлор и др. В середине 50-х гг. сплав отдельных элементов джаза, блюза и сельского фольклора белых американцев, получивший название «рок-н-ролл» (англ. rock'n' roll — качайся и катись), затем «биг-бит» (англ. big beat — большой удар), породил течение так называемой поп-музыки (сокращённое от популярная). Несмотря на усиленную эксплуатацию поп-музыки дельцами буржуазной эстрады, отдельным ансамблям («Битлз», «Чикаго» и др.) удалось создать в этом жанре ряд подлинно художественных произведений.
         Распространение Д. за пределами США началось с 20-х гг. 20 в., но по-настоящему самобытные коллективы, развивающие Д. на основе национальных традиций, сложились лишь в 40—50-х гг. Таковы оркестры под руководством Дж. Данкворта (Англия), М. Леграна (Франция), К. Влаха и Г. Брома (Чехословакия), К. Эдельхагена (ФРГ), К. Комеды (Польша) и др.
         Становление Д. в СССР относится к середине 20-х гг. и связано с коллективами под руководством В. Я. Парнаха, А. Н. Цфасмана, Г. В. Лансберга, Л. Я. Теплицкого. В 1929 был организован Государственный эстрадный оркестр под управлением Л. О. Утёсова, сыгравший важную роль в формировании советского стиля Д., связанного с массовой и эстрадной песнями. В 30—40-е гг. известность завоевали оркестры А. В. Варламова, Я. Б. Скоморовского, Э. И. Рознера, О. Н. Лундстрема. Другое направление советского Д. развивают малые импровизационные ансамбли, практика которых начинает складываться с конца 50-х гг. Они стремятся создавать произведения на материале песенно-танцевального фольклора народов СССР. Наибольший вклад в это направление внесли ансамбли под руководством А. Е. Товмасяна, Н. Н. Громина, А. Н. Зубова, Г. А. Гараняна, Г. К. Лукьянова, Е. Д. Геворгяна, А. Н. Козлова и др. Широкую известность приобрели оркестры, организованные в республиках Советского Союза.
         Музыка Д. оказала заметное влияние на развитие музыкального искусства 20 в. Элементы Д. используются в сочинениях многих крупных композиторов — К. Дебюсси, М. Равеля, Дж. Гершвина, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского, Д. Мийо, А. Копленда, М. Блицстайна, Л. Бернстайна и др., а в советской музыке — И. О. Дунаевского, А. Я. Эшпая, К. Караева, Р. К. Щедрина, М. М. Кажлаева, А. П. Петрова и др.
         Лит.: Джаз-банд и современная музыка. Сб. статей под ред. С. Гинзбурга, Л., 1926; Мысовский В., Фейертаг В., Джаз, Л., 1960; Утесов Л., С песней по жизни, М., 1961; Конен В., Пути развития американской музыки, 2 изд., М., 1965; Чернов А., Вялик М., О легкой музыке. О джазе. О хорошем вкусе, М. — Л., 1965; Армстронг Л., Моя жизнь в музыке, «Театр», 1965, № 10, 12; 1966, № 2, 3; Переверзев Л., Из истории джаза, «Музыкальная жизнь», 1966, № 3, 5, 9, 12; Feather L., The encyclopedia of jazz in the sixties, N. Y., [1966]; Ojakäär V., Dzäss-musika, Tallinn, 1966.
         Л. Б. Переверзев.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Джаз" в других словарях:

  • джаз — джаз, а …   Русский орфографический словарь

  • джаз — джаз/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • джаз — Впервые джаз прозвучал в Москве 1 октября 1922 в зале только что открытого (ГИТИС); играл «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр — джаз банд», собранный поэтом и танцовщиком В.Я. Парнахом, который привёз из Парижа набор необходимых… …   Москва (энциклопедия)

  • джаз — а; м. [англ. jazz] 1. Вид музыкального искусства, возникший в конце 19 начале 20 века на основе сочетания черт европейской и африканской культур (полиритмия, тембровое своеобразие, коллективная импровизация и т.п.). Лучшие представители джаза.… …   Энциклопедический словарь

  • джаз — музыка толстых Словарь русских синонимов. джаз сущ., кол во синонимов: 16 • бибоп (3) • буги вуги …   Словарь синонимов

  • Джаз — вид проф. муз. иск ва. Возник на юге США в кон. 19 нач. 20 вв. в результате взаимодействия африк. и европ. муз. культур. Д. свойственны неакадемич. способы звукоизвлечения и интонирования, импровизированность изложения мелодии и ее разработки,… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • джаз- — Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: джазовый. Джаз ансамбль, джаз клуб, джаз музыка, джаз оркестр, джаз ритм, джаз рок, джаз фестиваль …   Энциклопедический словарь

  • Джаз — (английское jazz), вид музыкального искусства 20 в., объединяющий черты импровизационности в ансамблевом диалогически состязательном музицировании и индивидуально композиторского начала (смотри Аранжировка). Сложился как особый пласт американской …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ДЖАЗ — [англ. jazz] муз. 1) оркестр, в состав которого входят рояль, духовые и ударные инструменты, гитары, скрипки и др.; 2) вид музыки, возникший на рубеже XIX XX вв. среди негритянского населения юга США в результате взаимодействия западноафриканской …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ДЖАЗ-Е — ДЖАЗ ... Первая часть сложных слов со знач. относящийся к джазу, напр. джаз музыка, джаз ансамбль, джаз оркестр. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ДЖАЗ — ДЖАЗ, джаза, и ДЖАЗ БАНД, джаз банда, муж. (англ. jazz band) (неол.). Оркестр, составленный из особого подбора инструментов, преим. ударных и шумовых (первоначально негритянского происхождения). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»